Ри́чардсон Тони (Richardson) (1928-1991), английский режиссёр. В театре с 1955. Среди постановок: «Комедианты» (1957) и «Лютер» (1961) Дж. Осборна, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1959) и др. Поставил фильмы: «Оглянись во гневе» (1959), «Вкус мёда» (1961), «Том Джонс» (1963), «Неустойчивое равновесие» (1973), «Джозеф Эндрюс» (1976), «Граница» (1982), «Отель Нью-Хемпшир» (1984) и др.
* * *
РИЧАРДСОН Тони - РИ́ЧАРДСОН (Richardson) Тони (наст. имя Сесил Антонио) (5 июня 1928, Шипли, графство Йоркшир, Великобритания - 14 ноября 1991, Лос-Анджелес), английский режиссер театра и кино.
Окончив Оксфорд в 1953, начал карьеру как театральный режиссер и продюсер на Би-Би-Си. Участвовал в движении «свободное кино», утверждавшее стиль, названный им «поэтическим натурализмом», когда «доверие к действительности» сочетается с «поэтическим откликом на предмет изображения». Примером его стала короткометражка «Мамочка не позволяет» (1955), снятая Ричардсоном совместно с К. Рейсом и в лирической манере показывающая молодых людей, пришедших после работы в джаз-клуб. Поставил знаменитый спектакль по пьесе Д. Осборна (см. ОСБОРН Джон) «Оглянись во гневе» (1956), после которого словосочетание «рассерженные молодые люди (см. РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ)» прочно вошло в обиход в применении к тем бунтарски настроенным англичанам до тридцати лет, кто не хотел быть задвинут на свою социальную полку в соответствии с общепринятыми отжившими свой век нормами. Образовав с Осборном компанию «Вудфол», Ричардсон сделал фильмы по лучшим своим спектаклям: «Оглянись во гневе» (1958), «Комедиант» (1960), «Вкус меда» (1961). Венчает этот период «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962, по А. Силлитоу (см. СИЛЛИТОУ Алан)).
Экранизацией романа Г. Филдинга (см. ФИЛДИНГ Генри) «Том Джонс» (1963) открывается новая полоса как в творчестве режиссера, так и во всем социально ангажированном британском кино. Дух демократического самоутверждения получает в нем форму гедонизма, что расширило его аудиторию и открыло источники американского финансирования английских фильмов (и сам фильм, и его режиссер получили премию «Оскар»). Ричардсона приглашают в США, где он снимает «Незабвенную» (1965, по И. Во (см. ВО Ивлин)), ядовитую сатиру на американский образ жизни. Он снимает во Франции фильмы «Мадемуазель» (1966), в Австралии фильм «Нед Келли» (1970) и окончательно обосновывается в США. Из его американских работ наиболее известны «Отель Нью-Гемпшир» (1984) и «Голубое небо» (1991), вышедшее в прокат уже после его смерти от СПИДа.